Как детям за рубежом помогают бороться с буллингом

Как детям за рубежом помогают бороться с буллингом

Как справиться с последствиями травли

1. Жертве травли необходимо обратиться за помощью к родителям, друзьям, психологам телефона доверия, советует Metro психолог Кирилл Хломов

Важно понять, что травлю можно остановить. Что ты не одинок, не изолирован

Жертва кибербуллинга, особенно если это подросток, думает, что эта ситуация глобальная, тотальная, что она никогда не закончится. Важно понять, что нужно просто это пережить. За помощью можно обратиться не только к родителям, друзьям, но и к психологам-консультантам телефона доверия.

2. Нельзя полностью изолировать себя от соцсетей. В современном обществе большая часть коммуникаций, отношений между людьми строится через социальные сети. Заблокировать общение – значит остаться в изоляции и одиночестве.

3

Важно знать о законе, который даёт право на забвение. Он предоставляет гражданам право удалять из поисковых систем и соцсетей информацию, видео, фотографии, которые вредят их чести, достоинству и репутации

Чтобы победить буллинг, по мнению кандидата психологических наук, научного сотрудника НИУ ВШЭ Александры Бочавер, прежде всего необходимо донести идею уважительного поведения в Сети детям.  

– Учителя в школе должны говорить, что травля в Интернете недопустима, пресекать любые формы буллинга и кибербуллинга, – считает Бочавер.  –  За их проявление – ясные санкции. Ведь особенность кибербуллинга в том, что он анонимен и непрерывен. Травля в Интернете идёт 24 часа в сутки и семь дней в неделю. За этим наблюдает бесчисленное количество свидетелей, а ответственный не видит реакции жертвы. Он не понимает, что происходит, и не соизмеряет степень своего воздействия.

По её словам, начиная с определённого уровня серьёзности, инциденты должны быть расследованы полицией, а правонарушитель наказан.

«Что придумают — за то и будут травить»

«Однажды у меня со спины сняли бумажку с надписью «я ш***а». В другой раз прямо во время урока сидевшая сзади девочка приклеила мне на шею жвачку. На другом уроке мне пришла записка с замечанием, что у меня «попа толстая, а грудь узкая». Все это делала компания модных девочек и примкнувшие к ним мальчики. К выпуску мы уже учились в разных классах, и стало легче. Но я иногда боялась выходить в коридор: когда они меня видели, издавали звуки, как будто их тошнит. Про все это я до сих пор боюсь рассказывать даже психологу. Мне стыдно. Стыдно, что со мной так было можно.

Как-то, когда я уже была студенткой, мне написал в соцсети один из бывших одноклассников. Говорил, что у меня красивые фотографии, звал встретиться. Он, наверное, не помнил, что однажды в пятом классе в меня плюнул».

Катя   

«Меня травили с 10 до 13 лет. Я носила брекеты, ходила с длинной косой и в консервативной одежде, мой папа ездил на немодных красных жигулях. Еще я занималась народными танцами, над этим тоже смеялись. Однажды я выступала на Дне города, кто-то подошел поближе, сфотографировал и пустил по классу снимок, где было видно мое нижнее белье. Потом одноклассники добавили, что у меня «ноги волосатые». Сейчас я над этим смеюсь, а тогда был прямо ужас-ужас-ужас. Но мне помогало то, что у меня были друзья вне школы. Я не была забитой.

Это прекратилось к старшим классам. Я сейчас не общаюсь с бывшими одноклассниками специально, но если мы сталкиваемся на улице, то можем поболтать. Мы никогда это не обсуждали, как будто этого не было».

Алина

Истории травли (или, как ее еще называют, буллинга) часто похожи. Различаются обычно последствия. У кого-то все «обойдется» унижениями, а у кого-то дойдет до физического насилия и уголовного дела. Кто-то переживет и забудет, кто-то — надолго получит депрессию или до старости не будет доверять людям. Кому-то вовремя помогут взрослые, и проблема решится. А кто-то захочет отомстить — как студент Керченского политехнического колледжа, от нападения которого в октябре 2018 года погибли 20 и пострадали 50 человек. Как сообщал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, из-за бедности стрелка «постоянно унижали одноклассники». 

Причины буллинга

Причиной для буллинга может стать абсолютно всё, что угодно. Агрессор может «прицепиться» ко всему: успехам/неуспехам жертвы в учёбе, работе, внешнему виду (неопрятность в одежде, очки, особенности фигуры), социальному положению его семьи и проч.

В школе жертвой буллинга может стать любой ребёнок. Однако можно выделить определённые черты характера детей, подвергаемых травле. Чаще всего это застенчивые, неуверенные в себе дети, которые тяжело находят общий язык со сверстниками, замкнутые, с низкой самооценкой, чересчур восприимчивые, их легко довести до слёз. Также «в группе риска» оказываются ребята, имеющие какие-либо поведенческие нарушения, проблемы с лишним весом, заболевания, которые отражаются на их внешности.

Кроме того, травлю может сознательно или невольно спровоцировать учитель, заводя любимчиков в классе

Или наоборот, намеренно критикуя ученика при остальных ребятах, обращая внимание на его внешний вид, успеваемость, давая обидное прозвище (к сожалению, бывают и такие учителя)

Что же движет агрессором? Каковы причины, побуждающие его третировать другого человека? Чаще всего буллером становится импульсивный, не способный к жалости и сочувствию, физически сильный и любым способом стремящийся стать лидером ребёнок. Он максималист, не способен идти на компромиссы; делит всех вокруг на «своих» и «чужих»; хочет власти и ради неё может применить насилие. Буллер считает, что за кем сила, тот и прав, ему не претит самоутверждение посредством унижения другого человека, по его мнению, в борьбе за лидерство все средства хороши. Часто агрессором становится ребёнок, который раньше (в семье или в другой школе) сам подвергался насилию и был объектом травли. При этом агрессор имеет в классе авторитет, он активно общается с одноклассниками и учителями и внешне может производить очень хорошее впечатление.

У агрессора всегда образуется группа поддержки, которая выполняет все его «указания». Молчаливое наблюдение и невмешательство свидетелей травли также способствует её развитию.

Помимо личностных качеств участников школьного буллинга есть и другие причины, порождающие его. Как правило, это:

  • обстановка в семье (домашнее насилие, недоверие, деспотичное воспитание или, напротив, гиперопека, развивающая в ребёнке неуверенность в своих собственных силах; любые перегибы в воспитании могут привести к тому, что ребёнок станет либо чрезмерно агрессивен, либо излишне уязвим);
  • социальная среда;
  • переизбыток насилия по телевизору, комиксы, жестокие компьютерные игры.

Немаловажную роль играет обстановка в школе и поведение учителей. Если в школе царит «душная» атмосфера, учителя авторитарны и не дают детям свободы для творчества, дети в школе не вовлечены в какие-либо мероприятия, кружки, секции, педагоги не придают должного значения стычкам учеников, не интересуются жизнью класса – всё это подготавливает плодородную почву для появления и развития буллинга. Педагог должен узнавать и пресекать любые проявления травли на корню, привлекая к этому школьного психолога, родителей, руководство школы.

Во взрослом коллективе травля чаще носит название «моббинг». На работе жертва подвергается нападкам со стороны большей части коллег, либо на неё оказывается давление сверху, от начальства (боссинг).

Причинами травли в рабочем коллективе могут быть:

  • скука, безделье, недостаточная занятость коллег (часто даже взрослые люди могут затеять издевательства над более слабым человеком просто для развлечения, «от нечего делать»);
  • недоверие к новому члену коллектива («новичок» может вызвать у старожил ревность, опасения, что он будет работать лучше, больше понравится начальству, займёт их место. Если вновь прибывший сотрудник имеет хорошие или даже приятельские отношения с руководством, это может вызвать зависть и неприязнь коллег);
  • характер жертвы (мнительность, неуверенность в себе);
  • желание выжить человека из коллектива (оно может быть и у коллег, и у руководства);
  • напряжённая атмосфера внутри коллектива (она может быть связана с несправедливым распределением служебных обязанностей, «горящими» сроками сдачи отчётности и т.п. В таком случае «под раздачу» попадает самый стрессоустойчивый работник, который, несмотря ни на что, спокойно и размеренно выполняет свои обязанности, чем и вызывает раздражение коллег).

Что такое буллинг

Bullying — от английского слова «запугивание», «издевательство», «травля» — агрессивное преследование члена коллектива, когда силы обидчика и жертвы неравны. Еще этим термином называют намеренную постоянную травлю.

Есть сложные классификации буллинга, но в целом его можно разделить на прямой и косвенный. В первом случае дети дерутся, портят друг другу вещи, отбирают деньги и оскорбляют — обычно так делают ребята в младшей школе. Косвенный буллинг любят старшеклассники: бойкот, сплетни, манипуляции, клевета, перекладывание вины за общие проступки, унизительные прозвища. Косвенную травлю сложнее вовремя выявить и еще сложнее доказать.Отдельно выделяют кибербуллинг: дети делают все то же самое, но в интернете. В отличие от травли в обычной жизни, где ребенок возвращается домой в безопасное место, в кибербуллинге преследование может длиться постоянно.

Постойте, разве буллинг — это не просто детские конфликты и ссоры?

Конфликт — нормальная часть развития детской группы, в отличие от травли. Вот чем они отличаются.

Неравные силы. В конфликте обе стороны могут равноценно влиять на ситуацию. В случае буллинга жертва ощущает себя беспомощной. Например, сказать вслух, что раздражает в поведении одноклассника и получить от него грубый ответ — конфликт. Подговорить весь класс не общаться с одним человеком — травля.Планирование. Конфликт возникает спонтанно и может решаться на месте. Травлю планируют заранее, она длится некоторое время. Например, если ребята проиграли в соревнованиях и начали ссориться — они выясняют на месте почему так произошло, это конфликт. Но если дети выбирают путь травли — они могут устроить социальную изоляцию «виновному» или групповые насмешки в течение долгого времени, ничего не объясняя и избегая открытых разговоров.Ответственность. В конфликте обе стороны ответственны за происходящее. В случае травли жертва не виновата в случившемся: она не выбирала такую ситуацию. Например, ребенок может никого не оскорблять и вести себя тихо, но все равно оказаться жертвой буллинга.Меры. Конфликт можно разрешить, травлю — только прекратить.

Чаще всего жертвами травли становятся дети, чьи родители чрезмерно их контролируют дома и не оказывают эмоциональной поддержки.

Ограниченный доступ к комментариям

Интересное новшество, появившееся в соцсети – ограничение к комментариям.

Изначально было предложено только удаление. Но в последствии оказалось, что если дело доходит до травли, то такое действие может еще сильнее раззадорить агрессора, который обязательно продолжит начатое с других аккаунтов-однодневок. Особенно это касается инфлюенсеров, которые имеют целый клуб хейтеров. Под их постами нередко разворачивается целая бот-атака, в результате чего блогерам ничего не остается, кроме как закрывать возможность написания комментариев под постом.

Чем же интересно нововведение? Прежде всего внедрением опции ограничения подписчиков, благодаря чему блогеры смогут писать и видеть свое «творчество», которое не будет отображаться всем без исключения, как это было раньше. Хозяин странички сможет просмотреть комментарий только при нажатии виртуальной кнопки «Показать», решая, делать ли видимым этот пост или нет.

Конечно, есть возможность заблокировать пользователя, но иногда это не выход, поэтому такая поддержка от Фейсбука очень радует.

Методы, которые не работают

Школьная травля, или буллинг — это повторяющаяся ситуация, в которой один ученик (или группа) намеренно причиняет вред другому, кто в чем-то слабее их.

Такое поведение часто связано с сильными негативными чувствами — гневом, страхом, фрустрацией и с желанием повысить свой статус среди сверстников. Типы буллинга разнообразны: драки, оскорбления, бойкоты, киберагрессия (в соцсетях) и пр.

Для снижения этих цифр критически важна реакция взрослых на подростковую агрессию. Ответные действия учителей часто способны предотвратить травлю. Однако исследователи выявили горький парадокс.

При всей остроте проблемы буллинга во многих странах и на фоне хорошей осведомленности о его причинах, формах, последствиях, педагоги редко применяют эффективные меры противодействия. Репертуар их практик ограничен. В нем лидируют «средства подавления»: от относительно безобидной апелляции к учительскому авторитету до унижений и наказаний.

Как работают с буллингом за рубежом

За рубежом распространены не только антибуллинговые организации, но есть и поддержка на законодательном уровне. В отличие от России, здесь не только работают с последствиями, но и стараются предотвратить проявления агрессии на ранних стадиях.

Великобритания

Здесь профилактику против буллинга начинают как можно раньше, потому что убеждены: участники травли плохо учатся и не могут строить здоровые отношения в будущем. Учителя проходят специальную подготовку, где их обучают специальным методикам профилактики травли.

«Скамейки дружбы» (Buddy Benches) — это специальные скамейки для младшеклассников. Дети могут сесть на них, когда им грустно и хочется найти друга. Учителя следят за этими скамейками и помогают тем, кто на них садится, присоединиться к другим детям.Уроки «персонального и социального образования» (Personal and Social Education) — еженедельные занятия, на которых в том числе обсуждают проблемы в коллективе. Как правило, ученики вместе пытаются решить проблему конкретного ученика. Это создает ощущение сплоченности и командного духа и снижает риск буллинга. Кроме того, есть специальные уроки по противостоянию кибербуллингу.Антибуллинговые программы. В школах есть специальные программы, которые поддерживают мирную обстановку во внешкольное время. Например, для детей создали онлайн-карту, на которой можно отметить, где к ним приставали буллеры. По мере обновления карты, учителя проверяют новые опасные места. Часто школы сами устраивают кружки взаимопомощи, где старшие ученики, которые сталкивались с травлей, рассказывают младшим, как это преодолеть.Метод разделенной тревоги (Method of Shared Concern) или очную ставку используют, когда буллинг произошел. Цель подхода — наладить диалог между жертвой и обидчиком. Часто хулиганы не понимают, чему подвергают других людей, поэтому оказаться с ними лицом к лицу в открытом разговоре и понять их чувства — сильное впечатление, которое дает результаты.Законопроекты. В 2016 году в Великобритании был издан первый закон о борьбе с буллингом в школах, но пока он работает только в Северной Ирландии. Кроме того, в законе об образовании и инспекциях за школами закрепили обязанность принимать меры для поощрения хорошего поведения и предотвращения всех форм буллинга среди учащихся.

США

В Штатах с буллингом работают на законодательном уровне. Первый закон приняла Джорджия в 1999 году, вслед за ней это сделали и другие штаты — у каждого свои правила работы с буллингом.

Например, в Джорджии нельзя пользоваться гаджетами в целях травли. В Неваде ввели уголовную ответственность за устные или письменные угрозы и запугивания школьников. Есть даже специальная Общественная наблюдательная организация — Bully Police USA — она оценивает качество законов в области буллинга и поддерживает учеников, которые подверглись травле. Кроме того, полиция и суд принимают активное участие в борьбе с травлей в школьных кампусах.

Федерального закона о буллинге в США нет. Но если травля связана с любой дискриминацией — государственные учебные заведения обязаны рассмотреть вопрос, как нарушение гражданских прав. На правительственном сайте можно найти все американские законы в области буллинга.

Канада

Канадцы основали специальную организацию Promoting Relationships and Eliminating Violence Network (PREVNet), чтобы создать национальную стратегию по снижению буллинга в стране. В ней состоят 62 ученых из 27 канадских университетов и 52 национальных групп.Здесь основные меры по работе с буллингом направлены на родителей, так как их вовлеченность в проблему травли недостаточно высокая. Канадцы считают, что родители и сотрудники школы должны научиться распознавать агрессоров и уметь их «лечить» — это ключевой шаг профилактики. Кроме того, родителям советуют самим научиться владеть собой и не проявлять агрессию, чтобы у детей был здоровый пример взаимоотношений с людьми.

Канада также взяла за основу финскую программу по работе с буллингом Kiva, которая показала отличные результаты в Финляндии. Суть программы в разделении ответственности за случаи буллинга: виноват не только пострадавший и нападающий, но важна и общая культура школы, давление сверстников, динамика отношений в семье и много другое. Такой подход помогает создать обстановку уважения, сочувствия и безопасности во всех сферах.

В других странах в основном внедряют профилактические психологические программы, чем издают специальные законы.

Кто участвует в школьном буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет. 

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом. 


Частота проявления буллинга в школе в зависимости от пола и возраста детей‍

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва. 


Распределение ролей участников и наблюдателей конфликта

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.  

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.

Кстати

Чтобы узнать, насколько открытые отношения у вас с вашим ребенком, есть простой  тест для родителей. Проверьте, относятся ли к вам следующие утверждения:

  • Вы знаете топ-5 любимых музыкальных групп вашего ребенка, вы слушали его любимую музыку и не критиковали ее. Ваш ребенок сам делится с вами любимой музыкой. 
  • Вы знаете топ-5 любимых видеоблогеров вашего ребенка, вы смотрели их ролики, вы в курсе их тем, философии, приколов. Ваш ребенок сам иногда показывает вам самые прикольные на его взгляд ролики. 

Статья по теме

«Переписку читать нельзя». Психологи – о крайностях родительского контроля

  • Вы – взаимные друзья во всех соцсетях, в которых есть ваш ребенок. Вы обмениваетесь сообщениями, фотографиями, ссылками. 
  • Вы не критикуете содержание его страниц и содержание страниц его виртуальных друзей. Ребенок не закрывает вам доступ ни к одной странице в соцсетях. 
  • Ваш ребенок, приходя домой из школы, с курсов или еще откуда-то, с удовольствием делится с вами впечатлениями. 
  • Ваш ребенок рассказывает вам о своих личных отношениях. Вы знаете, в кого он влюблен, знаете, кто его лучшие друзья, знаете, кого он не любит и почему. Друзья вашего ребенка приходят к вам в гости и считают вас «классной мамой» или «отличным отцом». 
  • Вы не раз разговаривали с вашим ребенком о смысле жизни, о проблемах социума, о внутренней свободе, о праве выбора своего пути, о том, что вы поддержите его, даже если его решения о его будущем вам не понравятся. 
  • Вы не оскорбляете и не бьете своего ребенка. 
  • Вы спрашиваете его совета, интересуетесь его мнением по разным вопросам, делитесь с ним своими впечатлениями и новостями, как с другом. Вы не задаете каждый день вопросы «Как дела в школе?», «Какие оценки?», «Что ел?». 
  • Вы рассказываете вашему ребенку о своем подростковом и юношеском возрасте, в том числе о проблемах, «плохих поступках», влюбленностях, конфликтах, проблемах с вашими родителями. 

Сделать так, чтобы на каждый из 10 вопросов вы ответили «да» — и есть решение проблем. Именно это в наших, родительских силах. И именно такие отношения: доверительные, откровенные, дружеские, полные искреннего внимания к мыслям, чувствам и желаниям ребенка — и есть главная защита от сотни опасностей, каким бы новыми, жуткими и коварными они ни были. 
Конечно, освоение этих правил – дело не одного дня. Но даже если ваш ребенок уже выше вас на полголовы и разговаривает басом или таскает вашу помаду, это не значит, что менять ситуацию уже поздно. По крайней мере зафрендиться, начать интересоваться и понемногу становиться частью онлайн-общения друг друга можно в любое время.

Нужен ли закон о запрете травли в соцсетях?

«К сожалению, в России, в отличие от ряда других стран, где уже приняты меры по контролированию кибербуллинга, такого закона нет. Есть ряд параллельных. Существуют статьи об умышленном причинении вреда здоровью или о возбуждении ненависти и вражды. Всё зависит от того, что случилось. Если ребёнок пришёл к суициду, виновных будут искать и наказывать».
Юлия Плахутина, координатор проектов Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании

«У нас же не оштрафуют человека, который подойдёт на улице и нахамит. Буллинг в Сети в этом смысле ничем не отличается. Зачем ограничивать Интернет? Лучше повышать общий уровень воспитания, социальной ответственности. Интернет – свободная площадка, но твой уровень воспитания говорит за себя. Я не верю, что получится принять закон, который бы всех устроил. Почему бы не заняться проблемой травли в школах, которая существует явно дольше?»
Леся Рябцева, журналист, блогер

“В первую очередь необходима профилактика от кибербуллинга, нужно обучать детей, молодёжь безопасному общению в интернете. Проблему не решить одними законами. Попробуй найти того, кто травит. Хейтер может находиться вообще в другой стране. Его не достанешь, не накажешь. Если говорить о наказании. Сначала должно быть предупреждение. Если буллинг повторится, наказывать уже всерьёз. Многие люди делают это по глупости, не осознавая последствий. Сажать необходимо людей, которые специализируются на травле, занимаются этим профессионально”.
Председатель некоммерческого партнерства «Союз защитников информации» Александр Бражников

Есть ли какое-то наказание за травлю в интернете?

Большинство учебных заведений серьезно относится к проблеме кибербуллинга и принимает соответствующие меры. Если вас травят ваши одноклассники, сообщите об этом руководству школы.

У жертв любого насилия, включая травлю в интернете и за его пределами, есть право на защиту. К сожалению, законы по поводу травли — и, в частности, травли в сети — появились относительно недавно и действуют не везде. Поэтому во многих странах для наказания обидчиков применяются другие законы, связанные с оскорблениями и унижением. В некоторых государствах жертвы кибербуллинга могут добиться того, что их обидчику могут заблокировать общение и ограничить использование электронных устройств.

Однако стоит помнить, что наказание — это не всегда самый эффективный способ исправить плохое поведение.

Ссылка на основную публикацию